Кристиан Крон

Жизнь и творчество выдающегося художника
Кристиан Крон
(1882-1959)
Кристиан Корнелиус Крон художник русского авангарда начала ХХ века. Он был единственным норвежским художником своего поколения, который учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и взлет его искусства пришелся на период жизни в России.
БИОГРАФИЯ
  Кристиан Крон родился 13 июня 1882 года в г. Берген, Норвегия. Отец его - морской капитан, мать - из состоятельной семьи фермеров. Родители эммигрировали в Америку когда Кристиану было 2 года и он был оставлен на воспитание дяде в Норвегии. Вырос он в благополучной семье в Кристиании (старое название Осло) в обществе где он часто видел художников и писателей.
  В 1898 Крон поступил в ученики к известному художнику-декоратору Вильгельму Кроху. После этого он работал под руководством других мастеров и параллельно посещал вечернее отделение Королевской школы рисования, которую он успешно закончил в 1902 году.
  В 1905 году Крон едет в Финляндию и берет уроки у знаменитого финского художника Альберта Гебхарда, который хорошо был знаком с русским искусством. В то время Финляндия была частью Российской империи и русские и финские художники часто выставлялись вместе. К тому же многие финские художники обучались в Санкт-Петербуржской академии искусств. В это время волна международного модернизма как раз докатилась до Финляндии и оказала свое влияние на творчество Крона.
  Из за нехватки денег Крону было сложно просто поехать учится в Петербург и он, как он сам говорил, нанялся каменотесом в одну финскую фирму которая получила наряд на работы для шведской церкви в Санкт- Петербурге. 19 декабря 1905 года Крон получил место вольнослушателя в Санкт-Петербуржской академии искусств где одним из профессоров был Илья Репин, чьи мастерские были открыты для всех желающих. Однако революция 1905 года накалила обстановку в академии, где нередко были забастовки и протесты, и в итоге бразды правления перешли к студентам.
В 1906 году Крон был вынужден покинуть академию, в связи с революционной обстановкой и решил поехать в Мюнхен. Вообще география поездок Крона весьма необычна для норвежцев того времени. Большинство норвежских студентов-художников ехали в Париж или Копенгаген.
  В Мюнхене в то время был активен русский художник Василий Кандинский - основатель немецкого экспрессионистского движения Синий Всадник и Крон некоторое время вращался в этих кругах.
  В Январе 1906 года Крон начал обучение в студии венгерского художника Симона Холлосы, который смело ставил под сомнение правила академической школы живописи и проложил путь новому стилю на основе французской школы. Холлосы отметил талант Крона. Тем не менее Крон был больше заинтересован в декоративной живописи и, не сумев установить нужные контакты в этой области, покинул Мюнхен осенью 1906.
1906-1907 ПАРИЖ. От художника оформителя до настоящего художника. Наконец-то Крону удалось получить государственную стипендию и он смог отправится в Париж и окунутся в его богатый мир искусства. Там он познакомился с работами ярких представителей русского авангарда Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Сергея Судейкина и Василия Кандинского.
В 1907 году Крон обвенчался с русской шведского происхождения Юлией Хольмберг из Курска. Юлия была из состоятельной семьи, интересовалась искусством и была знакома с русскими художниками в Париже, что немало способствовало укреплению связей Крона в кругах русского авангарда.
В 1907 Крон начал обучение в академии Витти в Париже а уже на следующий год получил стипендию для обучения в академии Ля Палетт, где легко было попасть под влияние школы Поля Гогена. В то же время Анри Матисс начал преподавание в собственной академии, которую посещали многие норвежские художники с которыми был знаком Крон. Матисс был ярким представителем авангарда того времени и лидером движения Фовистов.
Жизнь в Париже стала решающим шагом в карьере Крона где он окончательно решил стать художником.
1908-1917 РОССИЯ После окончания обучения в Париже Крон и его жена уехали в Киев. Там Крон познакомился с передовым русским искусством, в частности во время посещения выставки ”Звено” в 1908. Там выставлялись молодые радикальные художники среди которых были Александр Богомазов и пара Ларионов и Гончарова. Они демонстрировали протест против традиционного реалистического искусства доминировавшего тогда в Киеве. Работы черпали вдохновение в постимпрессионистах таких как Сезанн и мотивах западной Европы, которые контрастировали с традиционными реалистическими русскими пейзажами.
1909. Мир Искусства и Салон Издебского В 1909 году Крон выставляется на двух выставках в Одессе, Мир Искусства и Салон Издебского. За движением Мир Искусства стояли люди с общими интересами в литературе, искусстве, истории - такие как Сергей Дягилев, Александр Бенуа и другие русские и иностранные, консервативные и прогрессивные художники. ”Новое искусство” Крона было отмечено положительно другими мастерами такими как Иван Билибин, Борис Кустодиев и Николай Рерих. Выставка Издебского проводилась художником и скульптором Владимиром Издебским, где он сформулировал цель искусства как уход от традиций и углубление в секреты линий и цвета. Работы Крона были высоко отмечены и он участвовал в следующей выставке ”Салон 2”. Все это несомненно свидетельствует о таланте Крона, которого в то время его еще нельзя было назвать полностью сформировавшимся художником.
1911. Первая персональная выставка в Кристиании (Бломквист,Осло) Его особенное положение объяснялось тем, что это был норвежский художник с явным уклоном в сторону русского искусства. Крон выставил целых 89 работ из своего обширного репертуара: Париж, Россия, Украина, Норвегия. Тем не менее это были русские мотивы что взволновали посетителей и критиков: Церковь в Киеве, У Днепра, Михайловский Замок, Софийский Собор в Киеве и др. Пресса отметила свежий колорит в этих работах.
1912. Первая персональная выставка в Киеве 4 января 1912 года состоялась первая персональная выставка Крона в Киеве. Автор был назван в местной прессе ”ребенком своего века” и было отмечено что несмотря на не всегда собственную манеру его работы передают настоящие чувства, любовь к искусству и несомненный талант.
1912. Первая выставка с Бубновым Валетом Прогрессивная элитная группа Бубновый Валет основанная легендарным Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой была группой художников с радикальным взглядом на искусство. Их первая выставка состоялась в 1910 в Москве. Событие получило отклик в прессе и народ, как говорится, потянулся. Крон принадлежал к так называемому западному, французскому крылу движения. К движению так же принадлежали такие известные московские чудожники как Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков. 
  В 1912, 23 января выставка открылась 400ми работами 43х чудожников в центре Москвы. Всего ее посетили около 8000 людей среди которых были известные ценители и меценаты. Сергей Мамонтов, сын Саввы Мамонтова сказал о работах Крона, что они очень индивидуальны и по-особенному выделяются своим колоритом. А так же то, что художник обладает такой техникой и вкусом, что мог бы достигнуть большего успеха на более серьезных выставках чем Бубновый Валет.
1912. Екатеринославское Научное Общество Спустя 3 месяца после выставки с Бубновым Валетом одна из работ Крона была выставлена в Екатеринославе (Днепропетровск) на выставке организованной Екатеринославским научным обществом. Крон представил картину Полночное Солнце. Искусствовед Алексей Алексеевич Моргунов(1884-1935) отметил эту работу наряду с другими 18ю художниками среди которых были Николай Рерих, Виктор Васнецов, и Константин Алексеевич Коровин. Крон и Валильева М.И. были самыми молодыми участниками выставки и единственные кто имел отношение к авангарду. Другие художники принадлежали к более старшему поколению и многие из них состояли в обществе Передвижников на которых смотрели как на консерваторов. Их яркими представителями были Алексей Степанович Степанов(1858-1923), Виктор Михаилович Васнецов(1848-1926) и Валентин Александрович Серов(1865-1911).
1913. Вторая выставка на Бломквист (Норвегия) Весной 1913го Крон совершил поездку по Норвегии что бы показать большую коллекцию своих новых работ. На этот раз пресса была более холодна к художнику. Критике не понравилась упрощенность картин и их большой формат. Отмечалось что перемены в творчестве художника направлены не в лучшую сторону и работам свойственен плакатный стиль.
1914. Выставка с группой Кольцо Выставка проводилась в Политехническом институте в Киеве. Крон выставил 6 картин: Этюд, Читая Книгу, Солнце, Алея, Натюрморт и Улица. Один из основателей группы Кольцо Александер Богомазов так же как и Владимир Издебский хотели что бы выставка была протестом против академизма и поощряла поиск нового. Богомазов отмечал 4 элемента этого поиска: линия, цвет, форма и поверхности. В выставке принимали участие 20 художников с 306ми работами в стилях кубизм и футуризм считавшимися истинно русским стилями.
1915-1916. Крон и Сергей Иванович Щукин В 1915 Крон переехал в Москву. Несмотря на войну, живопись процветала. Крон жил в центре Москвы на Смоленском бульваре и работал в своей студии которая располагалась на Большой Левшинской. В декабре/январе 1915/1916го Крон работал над портретами известноко русского коллекционера Сергея Ивановича Щукина(1854-1936). Амбициозный портретизм на двух больших полотнах считается эпогеем художественной карьеры Крона. Эти портреты без сомнения являются самыми известными работами художника за время его жизни в России. Портреты Щукина ждала та же судьба, что и другие произведения русского авантгарда после событий 1917го. Так же как и все формалистическое искусство, декоративный стиль Крона был осужден новой властью. В то время набирал уже силу Социалистический реализм как основная философия исскусства правящего класса.
1916. Выставка с Московским товариществом художников 12 февраля 1916 года состоялась выставка Московского товарищества художников. Художник и критик Александр Бенуа сказал следующее об этой выставке: Я бы прежде всего отметил портрет Закса, два наброска Симонивича и Епифановой, несколько красивых акварелей Индии Шереметьевской, два наброска Федорова, декоративные композиции Никицкого, красивые яркие пейзажи Ограновича а так же работы К. Крона.
1916. Выставка в Бергене и Кристиании (Осло) На этот раз Крону удалось завоевать симпатии критиков у себя на родине. Критика отметила влияние новой французской школы и что его работы приобрели силу и характер. Другой причиной успеха было то что в к 1916 году публика уже видела работы русских и европейских авангардистов и стиль Крона их больше не шокировал своей новизной.
1916. Вторая выставка с Бубновым Валетом. Крон вернулся в Москву в 1916-ом и участвовал в ежегодной выставке Бубнового Валета, где Крон представил целых 21 работу. Там было несколько норвежских работ художника: Улица в Бергене, Луфутенские острова, Зима в Норвегии. Так же было несколько разных других работ: Кактус, Золотые Рыбы, Артистка Ротковская, Дама в Красном, В Чтении, Фроловский Монастырь, Портрет Господина Б., Паллада, Девочка в Зеленом, Поэтесса. Работы Крона показывались в Михайловском салоне на Большой Дмитровке 11, в центре Москвы. Всего в выставке принимали участие 30 художников. На этот раз Крон был единственным иностранцем на исключительно русской выставке. Одним из участников был Казимир Малевич с работами в стиле супрематизма. Другим участником был Марк Шагал. Из старых знакомых киевского круга Крона был Александра Экстер представившая 20 набросков костюмов к драме Александра Таирова ”Фамира Кифаред”. Критик Тэпин из журнала Апполон назвал работы Марка Шагала самыми интересными и что они ”новый мир снов”. Рядом с ними работы К. Крона, А. Лентулова и А. Экстэр выглядят поверхностными и преувеличенными. Из них, однако, выделяется работа Крона Поэтэсса и Девочка в Зеленом. В других источниках хорошей критики удостоились в основном работы Шагала, Куприна, Альтмана и Крона. Критика не очень жаловала творчество Лентулова и Фалька.
1917. Крон и Союз Молодежи Крон был членом Союза молодежи, одного из самых прогрессивных движений в мире Питерского авангарда. Крон присутствовал на собрании 12го апреля 1917го. Здесь он был в центре самой элиты радикального крыла союза: Казимир Малевич, Владимир Татлин, Лев Бруни, Роберт Фальк, Любовь Попова, Александра Экстэр и Александр Куприн. Это были коллеги Крона из Бубнового Валета, причем сорокалетние Крон, Татлин и Малевич уже считались ветеранами. Союз играл важную роль в мире искусства Питера. Кроме выставок они занимались аукционами, концертами, дебатами и организацией встреч художников. Союз так же выпускал свой журнал способствующий распространению авантгардной эстетики в России. Членство Крона в союзе истересно с той той точки зрения что он не только демонстрировал свои работы в Санкт-Петербурге но и принимал активное участое в дебатах о развитии искусства.
1917. Выставка в Кристиании (Осло) Развитие в творчестве Крона было отмечено в прессе когда он в октябре 1917го продемонстрировал свои новые работы на Бломквист. Критика была в основном положительной но не все сразу привыкли к ставшим характерными для художника большим контурам и ”русскому” стилю линий, казавшимися некоторым слишком тяжелыми и грубыми. В общем и целом критики сошлись на том что развитие художника происходит в положительном направлении.
1917. Третья выставка с Бубновым Валетом Несмотря на революционное неспокойствие на улицах Москвы, 9го ноября состоялась последняя выставка Бубнового Валета в Михайловском Салоне на Большой Дмитровке. Европейские художники не участвовали в выставке из-за революции. Крон выставлялся немного особняком из-за своего норвежского происхождения. Он выставил 4 работы: Натюрморт, Подсолнечник, Лодки на Днепре и Этюды. Кроме него было еще 16 русских художников, но Бубновый Валет был уже не тот. Многие члены покинули общество к тому времени. Колористы Кончаловский, Лентулов, Фальк, Машков и Мильман теперь присоединились к конкурирующей группе Мир Искусства. Выставка была встречена критикой весьма прохладно. Только коллеги Крона из киевского авантгарда Давид Бурлюк и Александра Экстер получили положительные отзывы.
1917. Последние работы в России Среди последних работ Крона в России следует отметить его портреты Александра Бердинеева, Валентины Ростиной и Владимира Татлина.
Интересно наблюдать что эти портреты отражают расцвет экспериментализма в революционной Москве. Это довольно естественно учитывая общение Крона с такими деятелями авангарда как Малевич и Татлин. Именно им удалось добиться такой оригинальности которая позволила говорить об исключительно русском стиле в живописи.
Портрет Олександра(на Украине в то время было принято писать это имя с ”О”) Бердинеева изображает сильного человека с выразительными чертами. У портрета совершенно иная энергетика чем у портретов Щукина. В работе много черт заимствованных явно из русского авангарда а не из французской школы. Мотивы Матисса ранних портретов уступают место элементам конструктивизма Татлина и Родченко. Разумеется Крон не пытался напрямую копировать Малевича или Татлина, никогда не отдалялся от фигуративного искусства и сохранил собственный стиль. Те же тенденции Крон сохранил в работе над портретом певицы Валентины Ростиной (1886-1944) где можно увидеть абстрагированный задний план с геометрическими формами и линиями.
Недатированный портрет Владимира Татлина может служит доказательством тесного общения художников. В упрощенной манере Крон точно изобразил черты своего друга-радикалиста. Здесь Крон так же избегает сильной коллористики Матисса и наблюдаются параллели с портретами и Щукина и Бердинеева. Можно предположить что портрет был написан 1915-1917г.
Среди последних работ Крона были так же декорации для разных театров, в основном в Москве. Интерес к театру был феноменом русской революции и театральные декорации были той областью где русский авангард оставил заметный след.
1918. Назад в Норвегию Радикальный поворот всей жизни после революции вынудил Крона покинуть Россию и вернуться в родную Норвегию. Возвращение Ксана было медленным, он успел посетить несколько стран как в Африке, так и в Азии. Путешествия стали частью его жизни и он не перестал путешествовать, даже после того, как обосновался в Осло. Газета Сандефъюр Блад писала ”Он вернулся как освежающая непогода, так же как Мунк в свое время, неповторимый и независимый от других своих соотечественников”.
  Крон незамедлительно удостоился внимания у себя на родине во многом благодаря тем свежим импульсам которые он привез с собой из России. Крон использовал каждую возможность что бы не только показать но и рассказать о своем видении искусства. Уже зимой 1918го он посетил множество малых городов Норвегии наряду с Кристанией, Бергеном, Ставангером и Хаугесюндом и практически везде его сопровождала благосклонная критика.
  Ксан Крон зарабатывал себе на жизнь и как художник-декоратор Норвежском национальном театре. Он также занимался скульптурой. В 1925 году он сделал алтарь в церкви Тоттенвикен. Алтарь состоит из двух частей: витража под названием «Иисус благословляет детей», и фрески под названием «Причастие».
Творчество Крона несло следы большинства современных направлений в искусстве. Его основная темой были пейзажи, а также портреты, его привлекало изображение цветов.
  В Норвегии он выставлялся во всех крупных ассоциациях искусства. Он также исполнил фрески в грузинском музее в Тифлисе.
Крон написал книгу воспоминаний «Скитания по миру одного странника» (En vagabonds vandring på jorden), опубликованную в 1950 году.

Крон умер в Осло в 1959 году.