Степан Колесников: Мастер импрессионизма

Жизнь и творчество выдающегося художника
Степан Колесников
Колесников Степан Фёдорович (1879 – 1955)
Живописец, график, сценограф. 
Колесников Степан Федорович живописец, график, сценограф. Учился в Одесском художественном училище (1897–1903) у А. А. Попова, Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903–1909) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского. В 1909-1911 — пенсионер ИАХ в Германии, Франции, Бельгии. Свои произведения репродуцировал в журналах «Нива», «Огонёк». С 1904-го — участник выставок; экспонировал свои работы на выставках Московского общества любителей художеств (1904, 1905, 1908, 1912), Весенних выставках в залах ИАХ (1905–1909), Салоне В. А. Издебского (1909–1910), Товарищества художников (1912, 1915–1916), ТПХВ (1916–1917), Товарищества южнорусских художников (1918) и других. С 1910-го — член «Общины художников». Неоднократно удостаивался премии Общества поощрения художеств на конкурсе им. А. И. Куинджи. В 1919-м эмигрировал, поселился в Белграде. Творчество художника представлено в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Одесском художественном музее.
Важные факты биографии:
Сын крестьянина, Степан, в детстве получил бесценные уроки живописи у иконописцев. Степан был братом художника И.Ф.Колесникова. Далее последовала учеба в Одесском художественном училище за счет Славяносербского земства, где в течение шести лет обучения у таких мастеров, как Ладыженский и Констанди, художник завел крепкую дружбу с Бродским и Бурлюком. В 1899 г. взял в жены Ирину Попандопуло — дочерь греческого помещика.
В 1903 году Степан поступает в ИАХ в Санкт-Петербурге (Императорскую Академию художеств), где черпал знания у таких великих мастеров, как Киселёв, Репин, Маковский, Куинджи. Через пару лет обучение в ИАХ было приостановлено из-за волнений, и художник на это время вместе с друзьями из училища уезжает на этюды в родовое имение Давида Давидовича в Украине.
 За конкурсную картину «В старой усадьбе» живописец получает право на пенсионерскую поездку, во время которой он посещает не только Германию, но Францию, Бельгию, Италию. С 1910-х начинается активная выставочная деятельность – он выставляется на международных выставках в Мюнхене, Риме, Венеции. 1912 год отличается поездкой в Азию, Туркменистан и Монголию. Откуда возвращается с огромным количеством работ, которые были представлены на двух выставках в Санкт-Петербурге.
В 1914 г. ему присвоили почетное звание академика. За победу на Х Всемирной выставке (в Мюнхене) за картину «Весна» С.  Ф.  Колесников получил большую золотую медаль 1-го класса, благодарность от правительства Российской империи и золотой портсигар с брильянтом на крышке от императора Николая ІІ. После этого начался самый плодотворный и яркий, но, к сожалению, очень краткий период его жизни на родине.
Во времена учебы им было написано огромное количество украинских пейзажей, ему было важно именно состояние природы, он редко выписывал лица персонажей.
До революции его работы часто можно было увидеть в выставочных залах Академии. Колесников пользовался успехом, его узнавали, а работы приобретали за большие деньги. Но все это происходило до 1918, когда подъем карьеры сменился упадком. Во время войны им, как и многими художниками, был выполнен ряд картин на военную тематику. Репродукции картин Степана Федоровича часто публиковались в популярных журналах. Так, его работы на военную тематику, можно было увидеть в журнале «Летопись войны».
Позднее С.  Ф. Колесников попытался вместе с семьей пересидеть сложные годы в Одессе и (или) Александровке. По одним данным, он вернулся в 1917–1918 гг., по иным — в 1914 г. Однако еще в 1970-х годах один из лучших знатоков творчества художника, научный сотрудник Одесского художественного музея Л.  Н.  Гурова доказала, что на самом деле он приехал в Одессу в 1915 г. и с этого времени стал участником выставок Товарищества южнорусских художников. Но во всех его биографиях после возвращения в Одессу отмечается почти «полный провал» до середины 1920 г. Что касается даты выезда за границу, то известно, что художник точно находился в Одессе до ноября 1919 года, так как тогда участвовал в лотерее в пользу Добровольческой армии на 29-й выставке Товарищества южнорусских художников, которая была «устроена в большой светлой зале в первом этаже» Художественного музея.
К сожалению, сложно точно сказать, каким образом Степан Федорович с семьей оказались в Белграде. Вероятно, он и его близкие прибыли в Сербию разными путями. С.  Ф. Колесников покинул Родину в 1920 году, но однозначно до захвата Одессы большевиками. Скорее всего, сначала ему удалось уехать на пароходе в Новороссийск. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в каталоге его произведений, хранящихся в СССР, который содержится в альбоме выставки, организованной к 100-летию со дня его рождения (Одесса, 1983), напрочь отсутствуют полотна, датированные 1920 годом и позднее. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (КСХС), а с 3.10.1929 г. – королевстве Югославии С. Ф. Колесников жил в его столице Белграде.
В городе тогда сконцентрировался цвет эмиграции из бывшей Российской империи , среди них были известные литераторы, художники, актеры, писатели, ученые, общественные деятели, военные, в частности А. Билимович, И. Бунин, Р. Верховский, А. Ганзен, И. Голенищев-Кутузов, С. Кульбакин, А. Лажечников, Ю. Ракитин, Е. Спекторский, П. Струве, В. Фармаковский, генерал-майор С. Гребенщиков и мн. др.
Почти сразу после приезда, в 1920 году по рекомендации художественного критика и переводчика Н.  Н.  Брешко-Брешковского, С.  Ф.  Колесников был избран профессором Белградской Академии художеств, хотя продолжал работать учителем рисования и черчения в русско-сербской гимназии (1920–1924 гг.) и сценографом в Народном театре (1921–1926 гг.).
После этого он выполнил росписи интерьеров гостиницы «Палас» (1923  г.), Адриатическо-Придунайского банка (1925  г.), городской больницы Белграда (1927 г.) и т. д. Вскоре картины плодовитого живописца стали украшением  королевского дворца. Художник снова вернулся к излюбленному жанру – пейзажу, хотя он писал также и жанровые сцены, и натюрморты. Колесников продолжил выставочную деятельность, организовывая персональные выставки по всей Европе в 20-е годы. В результате он быстро освоился в новой стране, благодаря активной выставочной деятельности, получил широкое признание своего искусства. Цена на работы Колесикова подскочила после росписи им потолка в городском театре в 1922 году. На следующие 15 лет Колесников Степан стал национальной гордостью Сербии.
Колесников Степан стал национальной гордостью Сербии.
Художник ярко проявил себя как иконописец в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где вспомнил о своих детских навыках, полученных от простых «богомазов», и создал такие произведения, как «Благославляющий Спаситель», «Тайная Вечеря», «Святой Николай Чудотворец» и мн. др. Примечательно, что икона Христа Спасителя, выполненная им в 1920 г., была подарена генералу А.  И. Деникину (хранится в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына, Москва). На ее обороте подпись: «Русскому вождю А.  И. Деникину — спасающему Родину! От сотрудников добровольцев первого агитационного поезда». Нельзя исключить, что эта икона была написана С. Колесниковым еще в Александровке.
Часть произведений этого жанра была представлена публике уже в январе 1921 г. на выставке в Белграде. В ноябре 1926 года там же состоялась новая персональная выставка разножанровых произведений С.  Ф.  Колесникова, которую удостоил своим присутствием сам король Александр с супругой. На новой родине живописец достиг всего того, что имел ранее дома и даже более: высокое положение: связи, свой дом в центре Белграда и пр.
Вторая Мировая война принесла художнику горечь утрат – сын художника покончил с собой, а дочь бежала в Германию. Степан Колесников тяжело заболел, прогрессировала болезнь Паркинсона. Но даже во время болезни он привязывал кисть к руке и писал, желание творить не оставляло художника.
Степан Фёдорович Колесников скончался в мае 1955 года, похоронен на Белградском кладбище.

Если говорить о С.  Ф.  Колесникове как о художнике, то в целом и при жизни, и после смерти критики разных стран и взглядов были к нему благосклонны, хотя в его творчестве были разные периоды, на протяжении которых он проявил себя более или менее удачно и плодотворно как пейзажист, жанрист, натюрмортист, баталист, иконописец и в области монументально-декоративного искусства. Но намного больше иных работ он написал пейзажей, на которых чаще других объектов можно увидеть драматично заломленные голые ветви серых деревьев, отбрасывающие тень на снег или на беленые стены храмов, за которые критики еще на заре его карьеры прозвали его «Паганини дубовых веток». Для них характерны также глубокое небо, обилие света и белых прочерков, буквально подсвечивающих изображение на каждом полотне, «жирный, кудрявый мазок» и особенный колорит во всех картинах, чем бы он их ни писал.

На протяжении своей творческой жизни С.  Ф.  Колесников написал около 6000 произведений. В последние же годы, борясь за выживание и не имея возможности работать самостоятельно, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень общим наброскам выполняли живописные работы, а после этого добавлял на них некоторые детали и ставил свою подпись.
Если вглядеться в многочисленные пейзажи художника, особенно сербского периода, то среди них можно увидеть неоднократные повторы одних и тех же сюжетов, персонажи в аляповатых псевдорусских национальных одеждах, дыни, тыквы и арбузы, одиноких волков и прочие штампы, которые, по-видимому, пользовались неизменным спросом главным образом в зажиточных эмигрантских кругах.
  • В 1930-е годы художником была применена интересная живописная техника. Используя эффект основы — тонированной лилово-серой бумаги, он мастерски научился передавать сгущающиеся сумерки и лунный свет. Тем самым Степан Федорович продолжил традицию российского пейзажа, восходящую к творчеству А.  И.  Куинджи. Увлекшись работой с бумажной основой, художник пошел дальше — он стал смешивать гуашь и темперу с пастелью, добиваясь эффекта бархатистой, мягкой фактуры красочной поверхности и по-своему разрабатывая декоративный строй панно. Отказавшись от иллюзорности традиционного реалистического пейзажа, С.  Ф.  Колесников стал создавать в мастерской своего рода образы-воспоминания. Репин всецело восхищался творчеством Колесникова, вел с ним переписку, просил присылать эскизы.
На протяжении своей творческой жизни С.  Ф.  Колесников написал около 6000 произведений. В последние же годы, борясь за выживание и не имея возможности работать самостоятельно, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень общим наброскам выполняли живописные работы, а после этого добавлял на них некоторые детали и ставил свою подпись.