Бруни Лев: Советский авнгардист и мастер конструктивизма

Жизнь и творчество выдающегося художника
Лев Бруни
Лев Александрович Бруни — выдающийся акварелист, живописец, график-иллюстратор, теоретик искусства, педагог.
Бруни Лев Александрович выдающийся акварелист, живописец, мастер станковой и журнальной графики, живописец, автор контррельефов, теоретик искусства. Он считался одним из видных мастеров кануна Октябрьской революции и первых послереволюционных лет.
Вольнослушателем посещал мастерскую Я.Ф. Ционглинского, мастерскую Ф.А. Рубо и батальный класс Н.С. Самокиша в Академии художеств, затем учился в Академии Жюлиана в Париже, посещал мастерскую Ж.-П. Лорана. Состоял в объединениях «Искусство – жизнь», «Маковец», «Четыре искусства», участвовал в выставках «Мира искусства». Организовал литературно-художественный кружок «Квартира № 5» (вместе с П.В. Митуричем). В 1920-х по приглашению В.А. Фаворского возглавил графическую, затем монументальную мастерскую Вхутемаса.
Работал как монументалист, в 1935–1948 руководил мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР; оформлял павильоны ВДНХ и др.
Важные факты биографии:
Бруни Лев Александрович:

(8 (20) июля 1894 г. — 26 февраля 1948 г.)
Родился в знаменитой семье архитекторов и живописцев, в селе Алексеевка, Новгородской губернии. Сын академика архитектуры А.А. Бруни, потомок живописца Ф.А. Бруни.

Первые уроки получил от своего деда, архитектора Александра Бруни.
В 1903—1908 годах учился в Тенишевском училище, но не окончил его по состоянию здоровья, с ним дома занимался отчим С. К. Исаков.
С 14 лет увлёкся живописью. Вольнослушателем посещал Академию художеств: мастерскую Я.Ф. Ционглинского и мастерскую Ф.Я. Рубо (1910—1911), Батальный класс Н.С. Самокиша (1913—1916). В 1912—1913 гг. учился в Академии Жюлиана (Париж) — посещал мастерскую Жана -Поля Лоранса.
Летом 1913 года был во Пскове, в августе — сентябре — в Коктебеле, где познакомился с художниками кружка Макса Волошина — Константином Кандауровым, КонстантиномБогаевским и Юлией Оболенской, а также с Мариной Цветаевой и её мужем Сергеем Эфроном.
В 1914 г. вместе с Петром Митуричем работал журнальным иллюстратором в журналах «Голос жизни», «Вершины», а также в «Новом журнале для всех» (его художественный отдел возглавлял отчим С. К. Исаков).
Под влиянием Константина Бальмонта иллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» ; две акварели — «Плач Тариэла» и «Бой Автандила», экспонировавшиеся на выставке «Мира искусства» (Петроград, 1915) — принесли Льву Бруни первую известность и первый коммерческий успех, они были куплены неким грузинским князем. Там же выставлялся и большой акварельный портрет Бальмонта («голубой портрет»), выполненный Львом Бруни.
Летом 1915 г. несколько месяцев провёл в горах Хевсуретии, где написал серию рисунков «Воспоминания о Хевсуретии», которую посвятил своему другу поэту Михаилу Зенкевичу  Восемь рисунков из этой серии также выставлялись на «Мире искусства» (1915).
В 1915—1916 годах петроградская мастерская Бруни стала местом встреч молодых авангадистов. Возникший там литературно-художественный кружок впоследствии получил название «Квартира №5 ».
В марте 1916 года участвует в московской футуристической выставке «Магазин», развернутой в помещении магазина на Петровке,17 и организованной В.Татлиным и А.Родченко, где экспонирует конструктивистские объекты.
В 1918 году участвует в выставке общества «Мир искусства»; в конце года уезжает на Южный Урал, в г.Миасс, где преподает черчение и рисование в общеобразовательной школе.
В 1922 году экспонирует работы на Первой русской художественной выставке в Берлине. Входит в «Объединение новых течений в искусстве» под председательством В.Татлина, участвует в двух выставках этого объединения.
В В 1923 году по приглашению Фаворского переехал с семьёй в Москву. Становится профессором и возглавляет графическую, затем — монументальную мастерскую ВХУТЕМАСа.
В 1924 году показывает работы на четырнадцатой Международной выставке искусств.
В 1927 году участвует в выставке новейших течений в искусстве в Государственном Русском музее.
С 1930 по 1938 годы преподает в Московском институте изобразительных искусств.
В 1934 г. Лев Бруни едет в творческую командировку в Узбекистан (Самарканд) и Таджикистан (Сталинабад (Душанбе)). Его сопровождают жена Нина Константиновна Бальмонт и скульптор Нина Нисс-Гольдман, с которойдружил до конца своей жизни.
С 1935 года вместе с В.А.Фаворским руководит Мастерской монументальной живописи; выполняет ряд панно для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, оформляет цеха, работает в технике фрески.
В 1939 году оформляет выставку «Азербайджанская ССР» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
В годы Великой Отечественной войны художник был в эвакуации в Алма-Ате, делал натурные зарисовки в госпиталях и в истребительном батальоне авиационного полка.
В 1947 году в Государственном литературном издательстве выходит «Лирика» Низами с иллюстрациями Л.Бруни.
  • Лев Александрович Бруни умер 26 февраля 1948 года.
Репутация Бруни как мастера рисунка и акварели всегда была очень высока, и в историю советского искусства он вошел прежде всего своей станковой графикой. Л.А. Бруни выполнил иллюстрации ко многим книгам, авторами которых являются Н. Гумилев, В. Хлебников, Фирдоуси, М. Горький, II. Мериме, А. Гайдар. Еще до войны он начал иллюстрировать юбилейное издание «Лирики» Ф. Низами. Книга вышла уже после смерти мастера. Эти иллюстрации — вершина графического искусства Л.А. Бруни.


  • Бруни пробовал работать и в прикладном искусстве и в театре. Однако при всей широте творческого диапазона он всегда оставался задушевен и тонок. Но в этом-то как раз и были его сила и своеобразие. Творчество Бруни вместе с творчеством таких мастеров, как К. Истомин, Н. Купреянов, П. Митурич, Н. Тырса и некоторые другие, представляло лирическое начало в изобразительном искусстве 1920 — 1930-х годов. В нем по-своему отразился «душевный климат» эпохи чувства ее людей. Эти художники были талантливы и искренни, и не случайно к их наследию все чаще и чаще обращается современное искусство. 

Деятельность Бруни как одного из руководителей Мастерской монументальной живописи Академии архитектуры в 1935 — 1948 годах интересна и плодотворна. Она была попыткой отстоять саму идею синтеза искусства в пору, когда тенденции украшательства и внешней парадности тормозили развитие нашей архитектуры. Это была попытка найти новые пути монументальной живописи.