Владимир Баранов-Россине

Жизнь и творчество выдающегося художника
Владимир Баранов-Россине
Владимир Баранов-Россине (1888-1944 гг) — русский художник, авангардист, живописец, скульптор и изобретатель.
«В течение многих лет, или — вернее — в течение всей своей творческой жизни, он неизменно оказывался (хронологически) в первых рядах самых разнообразных авангардных течений, будь то кубизм или сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и так далее до абстракции. Он был спутником и соратником в очень трудных боях, взволновавших художественный мир». Юрий Анненков, русский и французский живописец и график.

Владимир Давидович Баранов


  • Владимир Давидович Баранов (Шулим-Вольф Баранов) родился 1 (13) января 1888 года в селении Большая Лепетиха Мелитопольского уезда Таврической губернии (ныне Запорожская область Украины) в семье Мелитопольского мещанина Давида Баранова и его жены Розалии.
В 1902—1908 годах учился в Одесском художественном училище. Его педагогами были: Ладыженский, Попов, Костанди. В 1908 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, но был отчислен за непосещение занятий сразу после первого курса.
В 1907—1910 годах вместе с Михаилом ЛарионовымНатальей ГончаровойДавидом БурлюкомАлександрой Экстер и другими молодыми художниками участвовал в первых выставках русского авангарда в составе художественной группы «Венок—Стефанос»: «Стефанос» (Москва, 1907—1908), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909), «Импрессионисты» (Херсон, Вильно 1909—1910).
В 1909—1910 годах путешествует по Европе и обосновывался в Париже.
Он сближается с Робером и Соней Делоне, с которыми будет поддерживать дружеские отношения до конца жизни. В 1912-13 годах Даниэль Россине живёт в художественной колонии «Улей» (La Ruche), где соседствует с Александром Архипенко, Марком Шагалом и Хаимом Сутиным, Осипом Цадкиным и Жаком Липшицем, Давидом Штеренбергом и с будущим комиссаром народного просвещения Советской России Анатолием Луначарским. Он участвует в вечерах, которые устраивает баронесса д'Эттинген и Серж Фера (Жан Серюс), где собираются Александра Экстер, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Макс Жакоб, Леопольд Сюрваж. И, конечно же, много выставляется. Сразу по приезду, в октябре 1910-го он выставляет свою работу на VIII Осеннем салоне.
Вплоть до 1914 года Баранов-Россине ежегодно участвует и в Салонах независимых, проходящих весной, и в Осенних салонах. При этом весной 1911 года на 27-м Салоне независимых он выставляет уже шесть работ, из них пять – скульптуры. Именно в скульптурах он начинает искать новые стили. Он выставляется в зале 41 вместе с Делоне, Фернаном Леже. Фоконье и другими.,
Тесное общение с супругами Делоне не могло не отразиться на творчестве Баранова-Россине. В 1912-м Робер Делоне создал новое живописное направление – орфизм. Смысловым стержнем нового направления стал симультанизм – идея единства света-движения-цвета, которую Делоне изложил в статье «Свет» и ряде других. Баранов-Россине оказался, пожалуй, самым преданным последователем идей орфизма.
Выставлялся в Осеннем салонеСалоне независимых, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. В это время он берет себе псевдоним Даниэль Россинэ. В Салоне независимых Баранов-Россине выставил первые полихромные кубистические скульптуры; его скульптура «Симфония № 2» привлекла всеобщее внимание. Молодого художника хвалил Гийом Аполлинер.
Во время Первой мировой войны жил в Норвегии, где окончательно сформировался его художественный стиль. Там же, в Норвегии, в городе Осло (тогда — Христиании) состоялась его первая персональная выставка. Художник углублённо изучает проблемы синтеза музыки и цвета, продолжая идеи орфистов. В это время он сконструировал «оптофоническое» (цветомузыкальное) пианино и давал первые оптофонические концерты в Христиании и Стокгольме. Идея синтеза искусств, в первую очередь изобразительного искусства и музыки, в начале прошлого века буквально носились в воздухе. Наверное, можно сказать, что Баранов-Россине довёл их до технического завершения. В своём трактате «Институт оптофонического искусства», написанном в 1926 году, художник проследил историю возникновения этих идей, относя их к гораздо более раннему периоду – начиная с Леонардо и Баха.
В 1917 году после Февральской революции вернулся в Россию. Преподавал в Свободных художественных мастерских (Петроград), во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве, участвовал вместе с группой известных художников в оформлении площади Восстания в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции, писал большие революционные панно.
В 1917 году в Художественном бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде состоялась выставка, на которой Баранов-Россине выставил более 60 своих произведений, в том же году его произведения экспонировались на московской Выставке картин и скульптур художников-евреев. В 1918 году организовал мастерскую в здании бывшей Академии художеств в Петрограде.
В 1925 году Баранов-Россине даёт ряд оптофонических концертов в Париже, Риге и Берлине, и затем много лет подряд выступает с концертами в Париже, в том числе по приглашению Парижского симфонического оркестра.
14 февраля 1925 года Баранов-Россине получил советский патент на «проекционное устройство для воспроизведения изменяющихся световых и цветовых впечатлений», а
В 1925 году, несмотря на признание конструкции советским патентным ведомством, обилие выставок и деканство во Вхутемасе, художник вместе с семьёй уехал в Париж.
Во Франции Баранов-Россине в 1926 году получает и французский патент на оптофоническое пианино под названием «Механическое устройство для композиции и комбинации рисунков и цветов». (Благодаря патенту на изобретение и руководству по пользованию оптофон, разрушенный во время Второй мировой войны, был восстановлен). В 1927 году художник основал в Париже Первую оптофоническую академию, в которой преподавал рисунок, живопись, конструкцию и скульптуру, используя систему «оптофонического пианино», проводил аудиовизуальные исследования, давал оптофонические концерты, преподавал и, с помощью своего изобретения, пытается воспитывать «визуальные восприятия» у учеников.
Был одним из создателей движущейся скульптуры (мобилей). Чтобы прокормить семью, занимался коммерцией — торговал недвижимостью.
В 1940 году на Салоне независимых Владимир Баранов-Россине выставил свою последнюю скульптуру «Замедленное крещендо» и картину «Психологический камуфляж».
С началом Второй мировой войны он с семьёй остался в Париже.

  • 9 ноября 1943 года художник был арестован гестапо и 20 января 1944 года депортирован в Германию. 25 января 1944 года Владимир Баранов-Россине погиб в Освенциме.
По мнению известного специалиста по военной форме, историка А. Б. Степанова именно художник В. Д. Баранов-Россине, который в 1918 году был членом комиссии по выработке форм обмундирования для Красной армии, осуществил окончательную прорисовку на основе предложенных проектов эскиза будёновки и остальных элементов новой формы РККА.
В начале 1920-х годов художник, развивая идеи А. Н. Скрябина, продолжает заниматься проблемами светомузыки и создает клавир — новый вариант оптофона, каждая клавиша которого соответствует не только определённому звуку, но и цвету (свет, проходя через оптические фильтры, проецировался на экран — «хромотрон»).
Два цветовизуальных концерта были даны им в 1923—1924 годах в театре В. Э. Мейерхольда и в Большом театре в Москве. «Партию света» исполнял сам художник. Оптофон Баранова-Россине был встречен публикой одобрительно. Он считал, что его изобретение можно использовать в массовых действиях, в проецировании изображений и лозунгов на облака или дым.
Неутомимый дух изобретательства жил в душе Владимира.
В 1930 году он становится членом Ассоциации интеллектуальных работников Парижа. В 1934 году Владимир Баранов-Россине изобрёл и запатентовал аппарат «Мультиперко», служащий «для изготовления, стерилизации и раздачи различных газированных жидкостей», и даже получил за него два Гран-при на Выставке технического поощрения.
В 1938-м изобрёл «Фотохронометр» - прибор для анализа и классификации драгоценных камней. По словам самого автора, прибор способен «проникать в их структуру подобно тому, как рентген проникает в человеческое тело». Прибором заинтересовались в Америке, и 29 декабря 1934 года художник даже направил письмо американскому Президенту Франклину Рузвельту, намереваясь представить свой аппарат в Соединённых Штатах.
Ещё один аппарат – «Трюковый робот», используемый в кинематографе, был также изобретён Барановым-Россине в конце 20-х годов.
В начале Второй мировой войны он проводил испытания своего нового изобретения – «Динамического камуфляжа», или «Хамелеона», - служащего для маскировки военных сооружений с помощью цветовых пятен. Вместе с Робером Делоне они представили это устройство директору заводов Рено и представителям Пентагона. В 1939 году они запатентовал «хамелеон-метод» («пуантилистически-динамичный камуфляж») как способ маскировки войск. Этот патент лёг в основу пятнистого камуфляжа.
Выставки:

1907-1908 – участвует ввыставке группы «Стефанос-Венок». Строгановское училище. (Москва)
1908 – XV выставка картин Московского товарищества художников, Москва.
1908 - участвует в выставке группы «Звено». (Киев).
1908 - участвует в выставке Товарищества южнорусских художников.
1909 - участвует в выставке группы «Стефанос-Венок». (Санкт-Петербург).
1909 - участвует в выставке импрессионистов «Венок», (Херсон).
1909 - участвует в выставке «Нового общества художников». (Санкт-Петербург)
1909 - участвует в «Импрессионисты». (Санкт-Петербург).
1909 - 1910 – участвует в выставке «Импрессионисты». (Вильно).
1910 - VIII Салон. Гран Пале. (Париж)
1911 -1914- участвует в 27-ая выставке в Салоне независимых в Париже.
1911 – участвует в Осеннем салоне. Гран Пале (Париж).
1912 – участвует в выставке современной живописи. (Екатеринодар).
1912, 1913, 1914 – участвует в выставке в Салоне независимых. Набережная Орсе. (Париж)
1912 - участвует в выставке Современного союза(Moderne Bund). Кунстхаус. (Цюрих)
1912,1913 - участвует в Осеннем салоне. Гран Пале (Париж).
1914 – участвует в 3-й Международной




Ретроспективные выставки Баранова-Россинэ прошли в Париже (1954, 1970, 1972–73, 1984) и Лондоне (1970); его работы экспонировались на международных выставках «Париж-Москва» (1979, Париж) и «Москва-Париж» (1980/81, Москва), «Великая утопия» (1992, Франкфурт, Амстердам, Нью-Йорк), «От Малевича до Кабакова» (1993/94, Кельн).
Работы Баранова-Россинэ представлены в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Петербург), Музее Людвига (Кельн) и в частных собраниях разных стран.