Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович

Жизнь и творчество выдающегося художника
Бялыницкий-Бируля Витольд каэтанович
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957) вошел в историю отечественного искусства как тонкий и удивительно поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны любовь к полутонам и тонкое изящество в решении общих колористических задач. Полотна художника полны дыхания природы, что всегда привлекало к его творчеству многочисленных ценителей.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля — продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века. Его гармоничные и всегда очень изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы.
После 1917 года Бялыницкий-Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа.
Биография
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (настоящая фамилия — Бируля) родился 31 января (12 февраля) 1872 года в деревне Крынки близ местечка Белыничи Могилевской губернии в семье мелкого арендатора.
Псевдоним взял по родному Белыницкому (Бялыницкому) району Могилевщины.
Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по ДнепруПрипяти и Сожу. Витольд с 6-летнего возраста начал рисовать, чему родители мальчика были очень рады. Видя несомненное природное дарование сына они тем не менее отправляют его учиться в Киев не живописному ремеслу, а во Владимирский кадетский корпус.
Одновременно с обучением в корпусе Витольд посещает и рисовальную школу Н.И.Мурашко.
Переехав в Москву, юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д., Прянишникову И. М.
В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем.
В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».
С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах.
С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью.
В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 году картина «Час тишины» получила две медали: почётную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне.
В том же году им создана картина «Зимний сон» — одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне.
В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил здесь дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества. Члены партии и правительства приезжали на охоту в это имение, оставленное художнику как личная собственность.
В 1917 году организовал художественную школу для крестьянских детей. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно ГрабарюЮону и Бакшееву.
В 1922 году стал членом Ассоциации художников революционной России. В советское время он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа.
В 1920-е и 1930-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера.
В 1933, 1935 и 1937 годах побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей.
В конце 1930-х годов получила новый импульс развития монументальная живопись, что было связано с необходимостью оформления большого числа общественных зданий и только что открывшейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Бялыницкий-Бируля готовит эскизы панно «Омск» и «Челябинск» павильона «Сибирь», размером 25 на 3 метра каждый. Панно расписывает художник И. С. Блохин.
В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в усадьбе Чайковского в Клину, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки. Пишет также серии пейзажей Горок ЛенинскихГори и Ясной Поляны.
В 1937 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Тема Великой Отечественной войны отмечена в творчестве художника картинами «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942).
В 1947 году ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника Белорусской ССР он получил в 1944 году), избрали действительным членом Академии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвящённых Беларуси. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна».
Скончался 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве