Китайский фарфор PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
17.06.2015 13:11

Китайский фарфор, а вместе с ним и китайские вазы на протяжении всей истории воспринимались, как нечто совершенно загадочное, впрочем, как все восточное. От далекого таинственного Китая веяло захватывающими историями, приключениями, экзотикой и несметными сокровищами, главным из которых, разумеется, был фарфор.
Китайские вазы – символика на предметах, окружающих нас, может привносить позитив в повседневную жизнь и стимулировать духовную энергию людей.


У любых народов существуют главные ценностные ориентиры - это любовь, благосостояние, понятие о красоте, и в Китае вазы - это символы мира и гармонии. Символы, присутствующие на вазе, имеют своё мистическое значение, и несут хозяину вазы доброе пожелание и сопутствуют счастью и процветанию в жизни. Согласно восточной мудрости символика на предметах, окружающих нас может привносить позитив в повседневную жизнь и стимулировать духовную энергию людей.
Китайские вазы идеально соответствуют позитивному настрою, так как они расписаны благоприятными рисунками на темы любви: изобилия, гармонии и здоровья. Почти каждая китайская ваза является символом несущим положительную энергию в дом. Ваза, имеющая широкую у основания и сужающуюся к верху форму, создает своеобразный резервуар для энергии доброй удачи.
Дизайн китайских ваз, как и ваз других культур, чаще всего – собирательный образ из культурных ценностей и традиционных представлений людей о счастье и красоте. Именно поэтому, китайские вазы часто украшают сюжеты, олицетворяющие высокое общественное положение, сюжеты о дружбе, символы здоровья и т.д. Также, рисунком на китайской керамической вазе часто бывает дракон, слон или лев, потому что они символизируют власть и силу, которая непременно будет дарована, вместе со счастьем, обладателю такой китайской вазы.
Китайские фарфоровые вазы часто имитировали старинные бронзовые изделия. Особенно популярной стала ваза в форме двойной тыквы или тыквы-горлянки. Такая форма, состоящая как бы из двух перетекающих друг в друга сфер, была «символом мира в мире». Ведь по китайским верованиям существовал мир в целом, и другой мир — высший, или как говорили китайцы «мир тыквенных небес». По приданию узкое горлышко тыквы было входом в потусторонний мир, в страну счастливых божественных существ. Такой символический предмет становится прекрасным акцентом и в современном китайском интерьере.
Вазы эпохи Мин расписывались цветочными орнаментами, например пионами и хризантемами, пейзажами и жанровыми сценами, часто встречался в узорах и императорский дракон с пятью когтями. Хризантема символизировала верную дружбу, спокойствие; а пион — богатство, знатность и процветание, женскую красоту, любовь и весну.
В эпоху династии Цинн, когда Китаем правил император Канси (1662—1722), началось изготовление прекрасных сосудов с сапфирно-синим фоном, однотонных фиолетовых, красных, зеленых ваз, и так называемого «белого китайского фарфора». Блеклые тона и нежные переливы оттенков придавали керамике этого периода особую красоту.
Самыми популярными типами росписи стали «зеленое семейство», «черное семейство» и «розовое семейство». Для «зеленого семейства» характерны фигуры и цветы, выполненные в красных и синих тонах, но с доминирующим зеленым цветом различных оттенков на белом фоне. Вазы «черного семейства» славились многоцветным орнаментом на насыщенном черном фоне, а «розового» — использованием розовой краски, приготовленной из специально обработанного золота.
В росписях этой эпохи иллюстрировались сцены из легенд, женские образы, цветы. Часто использовали в изображениях символику, основанную на одинаковом звучании слов, при различном их написании. Например, «ху» — означало «бабочка», и в тоже время «долголетие», «фу» — летучая мышь и пожелание счастья.
Также встречались изображения «восьми драгоценностей», среди которых была монета — символ богатства, жемчужина — защита от злых сил, ромб — символ победы и другие.
Фарфор, предназначенный для экспорта, китайцы старались сделать более изощренным, особенную популярность завоевали техники «яичная скорлупа» и «рисовое зерно». Так, орнамент «рисовое зерно» требовал, чтобы на высушенном, но не обожженном изделии вырезались отверстия в форме рисового зерна, которые затем многократного покрывались глазурью (до 30 раз), и лишь после этого изделие отправлялось в печь для обжига.
А вот тончайший костяной фарфор изготавливался по технике «яичной скорлупы». Такой фарфор звонок, обладает необыкновенной белизной, и очень редок, оттого и пошла традиция называть китайский фарфор «королевским» или «белым золотом».
Заметим, что китайцы с трепетом относятся к созданиям рук человеческих, как к символу изящества и богатства, поэтому фарфор бережно ставили на небольшие резные деревянные подставки и размещали на полках-лесенках в шкафах. Большие вазы находили свое место на полу у стен.

Китайская символика
Традиция китайской символики, благопожелательных надписей и орнаментов уходит корнями в далекое прошлое. Дело в том, что китайцы давным-давно знали тонкости устройства механизма человеческого восприятия: если воздействовать на сознание опосредованно, намеками, системами ссылок, отражений и соответствий, то сознание будет реагировать именно на них.
А поскольку наши восточные соседи испокон веков обладали, как это теперь называется, "позитивным взглядом на мир", они помещали в среду своего обитания все, что этому соответствовало.
Например, у вас в гостиной висит свиток, на котором красивым каллиграфическим почерком написано слово "счастье". Вы смотрите на него и отражаете состояние счастья вовне. Или ваза с изображением летучей мышки, которая по-китайски звучит так же, как слово "счастье" - когда ваш взгляд скользит по изображению, это слово обязательно мелькает в сознании, оставляя там соответствующее состояние.
Формы благопожелательных надписей и орнаментов кратки и выразительны. Их содержание всегда базируется на игре смыслов, метафорах, омонимах, символических связях. В основе орнаментов часто лежит принцип двойного прочтения: названия предметов, используемых в сюжетах, звучат также как ключевые благопожелательные понятия - счастье, долголетие, успех, богатство, изобилие.
Орнаменты - это всегда короткие новеллы, афоризмы. Сплетенные из растений и животных, с известными персонажами и каллиграфией, вдохновленные красотой окружающего мира и добрыми чувствами людей, они дошли до нас через многие и многие поколения, радуя глаз и согревая сердца людей, питая их дух и даря внутренний свет.
Фарфор начинают изготавливать самой причудливой формы, а росписи не находят аналогов по своей красоте. Знаменитая китайская роспись синим кобальтом родилась в XVI веке.

Обновлено 17.06.2015 13:18
 
XHTML and CSS.