Российский рынок предметов искусства - итоги 2012 года PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
28.02.2013 10:49

 

За последние двадцать лет Россия прошла через радикальные преобразования: доступ к рыночной экономике и приватизация привели к возникновению "новых русских" и появлению среднего класса - то есть людей, ищущих необычные инвестиции. Какое место занимает искусство в этом контексте?

После распада СССР цены на старые предметы искусства поднялись до недосягаемых высот и покупатели обратились к современному русскому и западному искусству, что к 2008 году привело к перегреву рынка на волне общего экономического роста в период между 2000 и 2008 годами. В то время продажи предметов искусства вызывали значительный энтузиазм. Однако, со времен успешного аукциона русского искусства Сотби в Москве в 1988 году, все последующие аукционы проходят в Лондоне, где живут около полумиллиона граждан России. В 2012 году Сотби прекратил проведение аукционов в Нью-Йорке.

 

Несмотря на очевидное снижение темпов развития в советское время, не следует забывать, что российское искусство несет в себе историческое наследие. Высокие стандарты искусства в основном связаны с деятельностью академий. Тут можно вспомнить Академию художеств Санкт-Петербурга, созданную для того, чтобы в стране появилось собственное "производство" предметов роскоши и искусства, так как до того времени подобные предметы импортировались с Запада. В период конца XIX - начала XX веков некоторые русские художники решили исследовать опыт Франции: Шагал, Мария Васильева и Хаим Сутин присоединились к Парижской школе. Основные коллекционеры во главе с Щукиным и Иваном Морозовым собрали впечатляющие коллекции произведений Матисса, Пикассо, Моне и других авторов. 1917 год известен как год апогея авангарда. Впоследствии многочисленные работы этого направления были конфискованы. Право на существование получил один и только один жанр - советский социалистический реализм. Даже после смерти Сталина в 1953 году, художники, которые пытались работать в других направлениях, были объявлены врагами режима. Затем нонконформисты решили организовать выставку своих работ недалеко от парка Беляево в Москве - это мероприятие теперь известно как "Бульдозерная выставка", на которой выставлялись, в частности, такие художники, как Эдуард Зеленин, Оскар Рабин и Александр Глезер.

Современное искусство в России пользуется меньшим спросом, чем на Западе. И действительно, новые коллекционеры - среди которых Виктор Вексельберг, Алишер Усманов и Игорь Цуканов, занимающиеся финансами, нефтью и газом - изначально хотели быть на виду, напоминая всем о своем богатстве, и подражать великим меценатам царской эпохи. Российские коллекционеры обратились к традиционному искусству и старым мастерам, инвестиции в которых являются менее рискованными. Они купили много русской живописи XIX века и произведений своих соотечественников, эмигрировавших и сформировавших школу в Париже в период между 1920 и 1940 годами. Для коллекционеров из Москвы и Санкт-Петербурга работы Айвазовского, Коровина, Маковского, Нестерова и Доу были наиболее желанными, о чем свидетельствует аукцион предметов русского искусства Кристи: продажи ноября 2012 года составили в общей сложности €15244725, увеличившись на 18% по сравнению с 2011 годом - с работами таких художников, как Лев Бакст, Орест Кипренский и Александр Лебедев. Русский авангард (произведения 1850-1930 годов) был также высоко оценен - по работам Александры Экстер, Владимира Татлина, Кандинского, Малевича, Родченко и Архипенко.

Кризис 2008 года, который стоил Роману Абрамовичу половины его состояния, сильнее ударил по цене современных произведений искусства, нежели старых шедевров (в том числе авангарда). Это заставило коллекционеров уделять еще больше внимания приобретаемым ими работам. Ими движет не только сухой расчет: после 2008 года российские коллекционеры не пытались продать то, что они ранее приобретали на аукционах. Диссидентское искусство хорошо ценится, но только тогда, когда дело доходит до крупных имен: Кабакова (Абрамович и его партнер Даша Жукова недавно купили несколько произведений Кабакова на сумму около $60 млн), Эрика Булатова, Комара и Меламида, Олега Васильева, и подобных авторов той эпохи. Современные российские коллекционеры просто не имеют той концепции собирания предметов искусства, которая есть на Западе, так как коллекционирование в России началось всего около двадцати лет назад. Российские коллекционеры готовы делать ставку только на современное искусство из своей страны. Энди Уорхол является одним из немногих современных иностранных деятелей искусства, известных в России.

Нынешние коллекции включают иконы и драгоценности, предметы царской семьи и военную атрибутику, русскую живопись и серебряные изделия великих мастеров, таких как Фаберже. Например, Владимир Потанин, основной покровитель Эрмитажа, в 2003 году за несколько миллионов долларов скупил почти все Императорские яйца Фаберже, предлагаемые на аукционе Сотбис. Экспоненты Российского антикварного салона в Москве, прошедшего в октябре 2012 года, не отметили серьезных изменений, но некоторые коллекционеры уже приводят свои галереи к определенной специализации и клиентуре. Заявления о вкусах разнообразны и противоречивы. По словам искусствоведа и дилера Петра Козорезенко "рынок, как и клиенты, стал более информированным. [...] Люди хотят покупать высококачественные предметы по доступным ценам. Для нас это довольно сложная ситуация - трудно предлагать что-то по низкой цене, а клиент отказывается платить много. Часть наших бывших клиентов просто перестали покупать произведения искусства - и не потому, что они не могут себе это позволить, а потому, что сейчас они удовлетворены, или потому, что они хотят сделать паузу" (Голос России).

Андрей Старостин

 

Обновлено 28.02.2013 11:01
 
XHTML and CSS.