1894—1971
Родился в городе Бежецк Тверской губернии.
Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).
Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин.
Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Дипломная картина Головомойка (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму.
С 1926 года Александр Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929-1932 был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года членом Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.
С середины 1930-х годов Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли Свадьба Кречинского, Платон Кречет, Маскарад, а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.
В 1948-1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). В 1963 году в Ленинграде и 1964 в Москве состоялись персональные выставки произведений А. Самохвалова. В 1967 году он был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства.
Ретроспективная выставка художника состоялась в 1974 в Государственном Русском музее.
Работы художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других музеях России и мира, а так же в частных и корпоративных коллекциях.
1960 г, холст, масло, 46х38 см Экспертиза Левиной Т. (эксперта ГТГ) Провенанс: картина куплена в 2003 году, в закупочной комиссии Русского музея, куда она попала от сестры художника