Платов Фёдор Фёдорович

13 ноября 1895 (Ялта) — 23 февраля 1967 (Москва)

Начинал как поэт и литератор. В 1915–1916 входил в футуристическую группу «Центрифуга». Публиковался во «Втором сборнике “Центрифуги”». Владелец книгоиздательства «Пета», в 1915 издавал одноименный футуристический альманах. Выпустил книги афоризмов «Блаженны нищие духом», «Назад, чтобы истина моя не задавила вас» (обе — 1915), «Третья книга» (1916).

В 1917–1920 учился в МУЖВЗ — Вторых Государственных свободных художественных мастерских у И. И. Машкова и Л. О. Пастернака.
В 1920 участвовал в заседаниях секции монументального искусства Инхука; предлагал создать в институте экспериментальную лабораторию, которая занималась бы «определением и выяснением количества энергии, необходимого для эмоциональной оценки произведения», но члены секции отвергли этот проект. В 1921 выступал с докладами («Искусство и производство в социалистическом обществе», «Фактура — синтез зрительных и конструктивных форм») на заседаниях Рабочей группы «обжективистов» Инхука, которую возглавляла Н. А. Удальцова. В 1922–1928 — действительный член ГАХН.

С 1925 г. — участник выставок. Член группы художников ОБИС (1925, Москва). С конца 1920-х до 1932 был членом Общества станковистов, однако в выставках ОСТа участия не принимал. В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме.
В 1932–1933 экспонировал работы на юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде. С 1932 — член МОССХ. В 1934 провел первую персональную выставку (совместно с женой, Е. Ф. Ермиловой-Платовой) в клубе художников в Москве. В 1937 был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже. С 1938 по 1967 провел семь персональных выставок (1938, 1945, 1946, 1952, 1955, 1962; все — Москве).

Преподавал в московском Вхутемасе (1921, 1925; читал лекции по педагогике в области изобразительного искусства, вел занятия по акварели), Государственном институте журналистики (1927–1928), студии Дома архитекторов (1938–1957), профессор. Действительный член Академии художеств СССР. Автор теоретических исследований по вопросам искусства («Опыт применения синтетической перспективы», «Колонна и масштабность», «Теория цвета», «Монументальные формы в архитектуре», «Рисунок в свете законов физики» и др.), а также работ по проблемам полиграфии («Основы шрифтоведения», «Историческое развитие шрифта»).

Произведения Платова представлены во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.

Фотогалерея

Возврат к списку