Бенуа Александр Николаевич

1870[1]-1960

Художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор. Представитель русского модерна.
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета и самостоятельно изучал историю искусства, занимался рисованием и живописью.
О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.
Неоднократные поездки в Италию и Францию , интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
К началу 20 века Бенуа возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в.. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Публиковал свои "Художественные письма" в газете "Речь". Издал в двух выпусках книгу "Русская живопись в XIX веке", начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины. С 1918 г. стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа.
В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С.. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду". В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV Александра Бенуа" (1905), иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику". В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов" Дягилева в Париже.
Свои работы Александр Бенуа представлял на выставках Общества акварелистов (с 1891 г.), “Мира искусства” (с 1897 г.), “Современное искусство” (1903), “Салона” С. Маковского, Международной в Риме (1911), “Русского искусства” в Белграде (1930) и в Праге (1935) и др. Выставки, посвященные творчеству Александра Бенуа, состоялись в Париже в 1926 г. и в Комо в 1955 г.

Фотогалерея

Возврат к списку